ПОСЛЕГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС. ГЕСИОД
Обмен учебными материалами


ПОСЛЕГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС. ГЕСИОД



В самом начале поэмы “Труды и дни” (ст. 9 – 380) дается рассуждение поэта о двух Эридах, богинях зависти и раздора. Далее Гесиод приводит сказку о Пандоре и описание пяти веков, а также басню о соловье и ястребе. Во второй части поэмы излагаются картины работ земледельца, описание зимы в Беотии, говорится об отношении поэта к труду, женщине, представлены примеры всевозможных суеверий и практических советов.

Большое внимание Гесиод уделяет вопросу нового понимания этиче-ских категорий справедливости, именуемой словом дике, и дерзости или заносчивости т.е. гибрису, означающему дерзкое высокомерие людей, когда они, ослепленные богами, нарушают традиционные нормы и рамки поведения. Как отмечает В.Н.Ярхо первоначально понятие справедливости - дике - встречается у Гомера в значении “образ действий, обычай”, другими словами, как нечто “подобающее”. Дважды упомянутое в “Илиа-де” слово гибрис означает “преобладание в силе”, “насилие”, т.е. “превышение меры”, “выход за пределы нормы”. В “Одиссее” это понятие приобретает уже несколько иное значение - оно обозначает поведение женихов, попирающих древнейшие нормы морали. В поэме Гесиода “Труды и дни” гибрис получает более широкое социальное толкование - поэт отождествляет его с судом, ущемляющим права земледельцев. Наряду с почитанием традиционных норм родовой морали - уважения родителей, соблюдения законов гостеприимства и почитания богов, - Гесиод большое значение придает соблюдению норм справедливого судопроизводства, нарушение которого жестоко карается. Олицетворением справедливости становится богиня Дике.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная